Публичные и непубличные акционерные общества
Уважаемые коллеги!
Мы благодарим Вас за интерес, проявленный к вопросу изменения статуса акционерных обществ. Проблема деления акционерных обществ на публичные и непубличные действительно сейчас очень актуальна и волнует многих корпоративных юристов.В данном разделе мы постарались выразить свое мнение по некоторым вопросам, касающимся публичных и непубличных компаний, надеемся, материалы окажутся для Вас полезными, и Вы сможете применить в практической плоскости полученные на нашем сайте знания.
Статьи на тему публичных и непубличных компаний, а также ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы в части публичных и непубличных АО будут постоянно обновляться в данном разделе сайта.
На сегодняшний день Вы сможете ознакомиться со следующими материалами.
1) Нормативно-правовая база создания публичных и непубличных акционерных обществ
В апреле 2012 года Президент Российской Федерации внес на рассмотрение в Государственную думу законопроект, предполагающий внесение изменений в Гражданский кодекс РФ.
В конце 2012 года Постановлением Государственной Думы исходный законопроект (№ 47538-6) был изменен. Согласно указанному Постановлению проект федерального закона № 47538-6 был разделен на несколько проектов.
Часть из них уже рассмотрены Госдумой и вступили в силу после официального опубликования:
- Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 марта 2013 г. (за исключением отдельных положений);
- Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 сентября 2013 г. (за исключением отдельных положений);
- Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 октября 2013 года;
- Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 260-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 ноября 2013 года.
В конце 2012 года Постановлением Государственной Думы исходный законопроект (№ 47538-6) был изменен. Согласно указанному Постановлению проект федерального закона № 47538-6 был разделен на несколько проектов.
Часть из них уже рассмотрены Госдумой и вступили в силу после официального опубликования:
- Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 марта 2013 г. (за исключением отдельных положений);
- Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 сентября 2013 г. (за исключением отдельных положений);
- Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 октября 2013 года;
- Федеральный закон от 30.09.2013 г. № 260-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации", вступил в силу 1 ноября 2013 года.
1 сентября 2014 г. вступают в силу изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Еще на стадии законопроекта предлагаемые редакции изменений и дополнений, вносимых в гл. 4 ч. 1 ГК РФ, вызывали активные обсуждения и критику со стороны практикующих юристов.
К моменту принятия закона ряд спорных положений был исключен, однако и на текущий момент редакция, вступающая в силу 01.09.2014 г., порождает множество вопросов.
Что такое корпоративная организация?
Какие хозяйственные общества признаются публичными (ПАО)?
Непубличные акционерные общества: упрощенный порядок управления?
Необходимо ли закрытым акционерным обществам менять свою организационно-правовую форму?
Обязательный аудит обязателен для всех АО?
Исполнительные органы, а также контролирующие лица обязаны возмещать убытки, причиненные юридическому лицу?
Порядок применения Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и других нормативно-правовых актах в соответствии с новой редакцией ГК РФ.
На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы в этой рубрике в ближайшее время.
Если вы хотите быть в курсе всех изменений законодательства и оперативно получать актуальную информацию по вопросам правоприменительной или судебной практики, просто подпишитесь на наши Новости корпоративного права.
Еще на стадии законопроекта предлагаемые редакции изменений и дополнений, вносимых в гл. 4 ч. 1 ГК РФ, вызывали активные обсуждения и критику со стороны практикующих юристов.
К моменту принятия закона ряд спорных положений был исключен, однако и на текущий момент редакция, вступающая в силу 01.09.2014 г., порождает множество вопросов.
Что такое корпоративная организация?
Какие хозяйственные общества признаются публичными (ПАО)?
Непубличные акционерные общества: упрощенный порядок управления?
Необходимо ли закрытым акционерным обществам менять свою организационно-правовую форму?
Обязательный аудит обязателен для всех АО?
Исполнительные органы, а также контролирующие лица обязаны возмещать убытки, причиненные юридическому лицу?
Порядок применения Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и других нормативно-правовых актах в соответствии с новой редакцией ГК РФ.
На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответы в этой рубрике в ближайшее время.
Если вы хотите быть в курсе всех изменений законодательства и оперативно получать актуальную информацию по вопросам правоприменительной или судебной практики, просто подпишитесь на наши Новости корпоративного права.
Итак, Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в гл. 4 ч.I Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлено, что акционерное общество может получить публичный статус, если его акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Также правила о публичных обществах применяются к АО, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что общество является публичным (согласно п. 1 ст. 66.3 документа).
Указанным Федеральным законом определяются общие требования к созданию и деятельности (прекращению деятельности) публичных акционерных обществ, дополнительные устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
Хозяйственное общество (ООО, а также АО), которое не отвечает признакам публичного общества, признается непубличным (п. п. 1 и 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Проекта).
Таким образом, из ГК РФ исключают привычные для нас конструкции закрытых и открытых акционерных обществ, а вводят "дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных АО".
При этом устанавливается переходный период, в течение которого все ЗАО могут по их выбору преобразоваться в ООО или производственные кооперативы либо сохранить организационно-правовую форму акционерного общества. По истечении указанного периода к закрытым акционерным обществам применяются положения ГК РФ об акционерных обществах.
2) Значит ли это, что все ЗАО должны будут реорганизоваться в ООО при вступлении в силу изменений в закон?
Нет, не значит. Указанная норма носит диспозитивный характер. То есть закрытым акционерным обществам предоставляется право выбора (см. выше): либо принять решение о реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, либо остаться в форме акционерного общества, статус которого (публичный или непубличный) будет определяться в соответствии с требованиями ГК РФ.При этом отметим, что акционерные общества, отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
3) Стоит ли ждать вступления в силу закона о публичных и непубличных компаниях или имеет смысл предпринять уже сейчас некоторые действия по оптимизации структуры акционерного капитала?!
Дожидаться ли изменений в закон или предварительно оптимизировать структуру акционерного капитала, - это решение каждого собственника в отдельно взятом случае. Однако есть общие рекомендации: если на текущий момент в обществе не сконсолидировано 100% ценных бумаг в руках одного или группы аффилированных собственников, то они подвержены риску утраты части собственности. Чтобы минимизировать риски. В настоящее время действующее законодательство предусматривает возможность крупного собственника консолидировать 100% ценных бумаг, при этом не требуется согласия миноритарных акционеров на покупку у них акций, выкуп осуществляется и у ликвидированных юридических лиц, у лиц, не вступивших в наследство и так далее. Все делается в рамках закона, а главное, не нужно ни с кем, ни о чем договариваться, все делается централизованно. Процедура жестко регламентирована требованиями главы 11.1 ФЗ Об АО.
Стоит ли сейчас задуматься над оптимизацией структуры акционерного капитала? Да.
Стоит ли сейчас задуматься над оптимизацией структуры акционерного капитала? Да.
Подробнее о публичных акционерных обществах читайте тут
Об особенностях непубличных компаний можно прочитать здесь
Связаться с нами можно любым из способов:
8-800-500-01-36
Звонки по России бесплатно
Задать вопрос онлайн Заказать обратный звонок
Направив запрос на адрес электронной почты: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..